Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновленных, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
Современная система дошкольного образования нуждается в специалистах, идущих в ногу с темпами преобразований в современном обществе, и отличающихся открытостью для нововведений и новых достижений, умением воспринимать действительность в категориях перемен, компетентностью, умением связывать теорию и практику, методологической культурой, позволяющей целостно, объемно, научно обоснованно строить систему педагогической работы с ребенком и реализовывать ее от замысла до завершения, педагогическим мастерством, опирающимся на фундаментальные теоретические познания, творческую инициативу, современную науку и практику. Следовательно, одной из ведущих тенденций становления системы образования в ДОО становится включение педагога в инновационную деятельность, которая становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.
Направления инновационной деятельности педагогов в МБДОУ:
- Совершенствование содержания образования
- Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий
- Включение детей в социально и личностно-значимую деятельность
- Включение семьи в орбиту педагогической деятельности
- Развитие образовательной среды
- Информатизация образовательного процесса
Участие педагога в инновационной деятельности стимулирует повышение уровня его профессиональной компетентности, активизирует его стремление к получению новых знаний, к самовыражению, самореализации при решении педагогических задач, к развитию творческого потенциала и, как следствие, к повышению качества профессиональной деятельности.
Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования (гл.2 ст.20 п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых методов, методик, технологий, программ).
При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание дается воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребенком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ. Каждый воспитатель и ребенок выступает в роли творца. Новые приемы и методы воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности дошкольников, а также профессиональную самореализацию педагогов.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.